Жительница Брагинского района бережно хранит икону четырёх евангелистов

Общество

Ikona_500_1

Пути Господни неисповедимы… Божий промысел увидела в том, что мне суждено было вместе с иереем Ростиславом Бондаренко вернуться к истории приходской Николаевской церкви, чтобы донести до земляков те ценные сведения, которые сохранились.

Совместно со священником мы подготовили несколько публикаций о храмах, действовавших на территории Брагинщины. Узнав, что я из Деражич, отец Ростислав рассказал, как (по воспоминаниям старожилов) стирали с лица земли местную церковь, как сбрасывали колокола, и один из них, самый большой, глубоко ушёл в землю. Его так и не нашли. Какая-то невидимая сила спрятала святыню от рук варваров.

Что касается икон и другой утвари, то местные жители, в ком жила вера в Христа, спасали их. В том числе и моя бабушка Федора. Побывав в немецком рабстве и потеряв на фронте трёх сыновей, она не растратила душевного тепла, безропотно принимала все испытания, посланные свыше. В доме родителей было несколько икон, принесённых ею. По словам мамы, бабушка была глубоко верующей, пела на клиросе, знала Священное Писание.

Такая она была не одна. У жительницы д. Чирвоная Поляна Брагинского района Надежды Давыдовны Филон тоже бережно хранится образ четырёх евангелистов из Деражичской церкви. Моя односельчанка Нина Люшня (это её девичья фамилия) передала в прошлом году отцу Ростиславу напрестольный крест, доставшийся ей от предков. После реставрации он используется во время богослужений.

Надежда Давыдовна Филон
Надежда Давыдовна Филон

По словам иерея, данные реликвии являются остатками прошлого и напоминают о былом духовном величии нашей культуры. Писал их, скорее всего, местный художник в начале XX века, так что они представляют больше историческую ценность. К сожалению, ни одна из икон, перед которыми усердно молилась моя бабушка, мне не досталась. Попали они в руки алчных людей, не знающих истинной цены святых ликов.

А вот какие сведения отыскал в архивах иерей Ростислав Бондаренко (стиль сохранён):

ДЕРАЖИЦЫ МЕСТНОСТЬ. Село Деражицы, состоящее во втором благочинническом округе речицкого уезда, расположено в песчаной местности, неподалёку от реки Днепра. От Минска отстоит в 416, от Речицы в 80, от почтовой станции в 25 и от Либаво-Роменской жел. дороги в 80 вер.; кроме того, по Днепру можно пользоваться пароходным сообщением с Киевом.

ЦЕРКОВЬ. Приходская Николаевская церковь, расположенная на краю селения, первоначально построена в 1828 году, затем последовательно перестраиваема была в 1848 и в 1858 году. Последняя перестройка, довольно капитальная, произведена была на средства прихожан, причем особенную ревность и усердие высказал крестьянин деревни Бывалек Иван Антонович Самуйленко, пожертвовавший на устройство церкви 1254 р. Зданием церковь деревянная, на кирпичном фундаменте; устроена продолговатым крестом, с открытым куполом на средине и колокольнею во фронтонной части.

Кровля железная, окна расположены в три ряда, считая и купол, дверей трое, стены окрашены белою масляною краскою, а крыша – зеленою; вообще церковное здание находится в прочном состоянии. Внутренняя площадь вместимостью в 80 квадр. сажень имеет крестообразное расположение. Потолок вне купола подшит тесом, внутренние стены покрашены масляною краскою; пол деревянный; к отоплению не приспособлена.

Дощатый, довольно старого устройства иконостас, покрашенный в голубой цвет, с позолоченными рамами и посеребрянными карнизами, состоит из 26 икон, расположенных в четыре ряда. Из утварных вещей, которыя имеются в достаточном количестве, к ценным относятся один серебряный прибор литургийных сосудов и такие же два напрестольные креста. Ризница состоит из 12 священнических облачений, в том числе три устроены из недорогой бархатной парчи, шесть из простой мишурной парчи; остальныя три ветхия. Богослужебное евангелие, печатанное в Москве в 1735 году, в лист, обложено малиновым бархатом и по оному украшено серебряным набором. В архиве церковном метрические книги и списки прихожан хранятся с 1794 года. Колоколов имеется четыре. Погост обнесён штакетною, крашенною масляною краскою оградою. Кладбищ в приходе семь; приписных же и кладбищенских церквей нет.

ПРИХОД. В состав прихода входят селения: Деражицы, Тесны, Лутава, Бывальки, Глушец, Бересневка и Маложин – самый отдаленный пункт прихода находится в 10 верстах. Прихожан числится мужского пола 1530, а женского – 1645 душ, все они крестьянского сословия и занимаются хлебопашеством, а также сплавом леса по Днепру. Религиозно-нравственное состояние прихода признается удовлетворительным.

ПРИЧТ. Причт составляют настоятель и два псаломщика. Настоятелем состоит священник Иосиф Горбацевич, окончил курс наук в духовной семинарии, рукоположен 1868 года.

ВЛАДЕНИЯ ЦЕРКВИ И ПРИЧТА. Церковнаго дохода поступает до 250 рублей в год. Причт, кроме штатного жалования, пользуется церковною землею и помещением. Церковной земли считается: усадебной 4, пахотной 42, сенокосной 28, неудобной, под кустарниками и болотами 118 десятин. Пахотная и сенокосная земля расположена в четырех участках; усадебная при церкви. План и межевая книга составлены в 1866 году. Для помещения причта имеются: три дома, два гумна, три амбара, три скотских сарая; строения сии нуждаются в капитальных переделах, на что, впрочем, учрежденною комиссиею составлен проект.

ЦЕРКОВНЫЯ И ПРИХОДСКИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ. При церкви учреждено церковно-приходское попечительство и в самых Деражицах имеется штатное народное училище. Процент грамотности между прихожанами незначителен.

Чтобы показать, как выглядят святые образа из былой Николаевской церкви, мы вместе с фотокорреспондентом Ольгой Полещук отправились на периферию. Женщина, в доме которой находится икона четырёх евангелистов, любезно позволила нам сделать снимок. Возможно, у кого-то из вас, уважаемые читатели, тоже есть святыни из Деражичской церкви. Просим сообщить об этом в редакцию нашей газеты или иерею Ростиславу Бондаренко.

Нина СИНИЛОВА



Пакінуць адказ