Консультация специалиста. Как помочь подростку сохранить его психологическое и психическое здоровье

Грамадства

По данным Всемирной организации здравоохранения, подростковый возраст длится с 10 до 19 лет. В этот период человек активно растёт, у него перестраивается работа многих органов, начинается бурная гормональная жизнь и, как следствие, перепады настроения, «эмоциональные качели» – от беспричинной апатии и грусти до злости и агрессии. Одновременно меняется отношение к себе, родителям, устоявшимся правилам. Всё, что раньше воспринималось как данность, подвергается сомнению, «проверяется на прочность». Подростки чаще конфликтуют с авторитетными взрослыми, экспериментируют со своим телом, внешностью, нарушают правила и идут на риски. Поэтому очень важно помочь им сохранить психологическое и психическое здоровье.

Основными факторами, негативно влияющими на психоэмоциональное состояние человека в таком возрасте, могут быть:

— невозможность соответствовать ожиданиям родителей;

— эмоциональное отвержение в семье или среди сверстников;

— непосильная учебная нагрузка;

— негативное отношение со стороны взрослых (родителей, педагогов);

— смена места жительства, вхождение в новый коллектив;

— физическая опасность для жизни и здоровья;

— ситуации болезни с возможным негативным исходом.

Длительное и постоянное действие этих факторов очень сильно снижает показатели психологического здоровья подростка и отрицательно влияет на его дальнейшее психическое развитие. В некоторых случаях последствия проявляются в неоправданной и, на первый взгляд, беспочвенной жестокости или агрессии в адрес педагогов, сверстников, животных. А иногда ребёнок делает объектом собственной агрессии себя, что приводит к эмоциональным и поведенческим расстройствам, суицидам.

Последствия, как известно, проще предупредить, чем исправлять. Для поддержания психического и психологического здоровья самым важным является благоприятный климат в семье. А именно: уважение к подростку, его личности, ценностям, интересам, мнению и желаниям, несмотря на то, что они могут не совпасть с родительскими. Постарайтесь принять, что все люди разные, независимо от того, нравится это или нет. Такое поведение покажет подростку пример уважительного отношения к другим людям.

Высказывая замечания в адрес ребёнка, критикуйте не его личность, а поступки или поведение, объясняя, почему так делать не следует.

Так он будет понимать, что даже если ошибся, неправильно повёл себя в какой-то ситуации, он не стал плохим человеком.

Не называйте его выбор (друзей, одежды, увлечений, профессии и т.д.) плохим или неправильным. Он имеет на него право.

Подросток должен знать, что в любой ситуации может поделиться с родителями своими переживаниями, проблемами и страхами, не боясь при этом осуждения, ссор, скандалов и угроз. И конечно же, у него должны быть полноценные питание, сон, двигательная активность и безопасные условия жизни.

Ирина КОРОЛЁВА,
психолог УЗ «Брагинская ЦРБ»