Белорусские учёные создали оптимальное освещение для тепличных хозяйств

Грамадства

В Центре светодиодных и оптоэлектронных технологий НАН Беларуси создают эффективные светодиодные излучатели для защищенного грунта и городских вертикальных ферм. Об этом журналу «Экономика Беларуси» сообщил директор ЦСОТ НАН Беларуси Юрий Трофимов.

Ученые уже доказали: светодиодное освещение может стать конкурентным преимуществом наших аграриев — быстрее получат урожай высокого качества.

«В отличие от традиционных источников оптического излучения — натриевых ламп высокого давления — интенсивностью излучения и особенно настройкой спектрального состава LED можно управлять с помощью режимов работы светоизлучающих диодов. В результате чего удается создать и настроить спектр по оптическим характеристикам близкий к солнечному», — отмечает директор ЦСОТ НАН Беларуси.

Белорусские ученые одними из первых в мире стали разрабатывать полноцветное освещение для растений в тепличных условиях. Сегодня на основе объединения миниатюрных светодиодов в многоэлементные модули на своем опытном участке исследователи ЦСОТ НАН Беларуси создали идеальный по многим параметрам светильник — экономный: такой излучатель потребляет энергии на треть меньше по сравнению с традиционными газоразрядными; эффективный: урожайность культур под светодиодами существенно возрастает. Ученые выяснили, что совместное использование специальных световых режимов и технологии жидкостного питания (гидропоники) может ускорить рост многих видов растений, например томатов, на 2-3 недели.

Интерес к светодиодным системам возрастает. Благодаря ЦСОТ НАН Беларуси

их апробировали как минимум с десяток ведущих отечественных производителей тепличных овощей. Более года длился промышленный эксперимент по изучению

влияния светодиодов на продуктивность розы сорта «Камала» в зависимости от дозы облученности в оранжерее Минского парниково-тепличного комбината. Розы выращивали на гидропонике в сочетании естественного и искусственного освещения.

«Создано три одинаковых участка площадью 180 кв.м каждый, оснащенных светильниками FLORA LED производства ЦСОТ НАН Беларуси, только с разным уровнем установленной мощности, — посвящает в детали Юрий Трофимов. — Результаты эксперимента подтвердили эффективность. При размещении над каждым лотком светодиодных светильников на высоте 0,8-1 м над верхушками растений удалось получить 20 792 розы товарного качества. В то время как на участке с типовыми светильниками при идентичности технологического процесса —

12 435. В промышленных масштабах продуктивность и, следовательно, экономичность процесса еще больше возрастут.