Взгляд из провинции. Ожидание на границе

Грамадства Колонка редактора с Галиной Шевченко

Ни остроты, ни особой новизны в этом материале не будет: гуманитарному конфликту на границе уже не один день. Миграционный кризис начался по сути не 8 ноября, а за несколько месяцев до этого, когда беженцы попытались прорвать колючее заграждение ЕС. Ещё 24 августа Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (UNHCR) призвало Польшу принять людей, оказавшихся в ловушке между двух границ, и оказать им медицинскую помощь. Однако это сделано не было. И обострение на белорусско-польской границе продолжается.

Долгое время мигранты жили под открытым небом. Не только мужчины, но и женщины, дети, даже грудные. С ручной кладью – то есть у них не было практически ничего. Сменилась пора года: а они всё там – в надежде, что законы ЕС всё-таки заработают.

О каких же законах речь? Корни ситуации глубоко: в 2015 году правительство Германии согласилось принимать всех, кто хотел бы получить убежище. Прозвучало заявление фрау Меркель: приезжайте, мы всех примем! Оно было воспринято совершенно чётко и однозначно.

В результате только в течение года в страну переехало свыше одного миллиона беженцев из Сирии, Афганистана и Ирака. Сейчас идёт продолжение процессов: люди едут в том числе к родственникам и друзьям.

Что толкает Германию на такие шаги? Основной аргумент – стремительное старение немецкого общества. Количество платящих налоги постоянно уменьшается, а тех, кто живёт за их счёт, растёт. И по некоторым источникам, чтобы исправить ситуацию, требуется от 200 до 400 тысяч мигрантов в год.

Существует значительная поддержка для принимающих. Будь то страна, регион, провинция или даже город – они получают из общего бюджета Евросоюза определённую сумму за каждого мигранта. Немцы быстро наладили каналы для сотен тысяч беженцев.

В начале осени с трибун Европарламента звучала критика в адрес Польши, в том числе и за то, что уже несколько лет нарушаются миграционные квоты, не принимается достаточное количество беженцев, но преференции из общеевропейского бюджета получаются. Страну за это даже подвергли штрафным санкциям.

И вот Польша выпадает из схемы, блокирует коридор и тем самым смещает центр внимания и акценты.

«Всем известно, что этот канал «поставки» беженцев через Беларусь в Германию существует лет пять минимум.

Буквально недавно немецкая земля Бранденбург, которая как раз граничит с Польшей, давала статистику о том, что именно на этом участке границы в прошлом году столько-то тысяч курдов перешли в Германию. Это давний бизнес. Платят сами беженцы плюс ещё существует программа ЕС по компенсации за каждого беженца. Это сложная и самая прибыльная, как минимум для ФРГ, схема. А Александр Лукашенко её ненароком сломал. Бардак устроили поляки, но именно Беларусь привлекла к этому затору и сомнительной схеме всеобщее внимание. Такой вот мощный удар по карману Берлина», – обрисовал ситуацию российский политолог Алексей Мартынов.

К этому проверенному коридору стекались люди из стран, опалённых войной. Не от хорошей жизни они бросают насиженные места, дом и кров. И стремятся в Европу – сытую, весёлую, обещающую пособия и льготы. А самое главное – мирную. «Демократичная» же встречает их водомётами, газом, побоями и пулями.

Поскольку демократия, оказывается, она не для всех. И обещания, которые работали вчера, сегодня оказываются недействительными.

Между тем, немецкие города Гиссен, Геттинген, Кёльн, Фрайбург заявили о готовности принять беженцев, которых заблокировал на границе польский режим: «город Геттинген готов принять беженцев независимо от их происхождения», «события на границе между Польшей и Беларусью также вызывают беспокойство с точки зрения города Гиссен. Город, конечно же, выполнит все обязательства, с которыми он должен столкнуться в контексте поддержки и размещения беженцев».

Город Кёльн напомнил о своей «многократной готовности принять беженцев в нестабильных гуманитарных ситуациях».

Фрайбург заявил, что как муниципалитет не имеет возможности ввозить мигрантов в Германию, но город «готов в любой момент принять людей, нуждающихся в защите в рамках установленных процедур». Об этом сообщает немецкое издание Jungefreiheit. До этого с такими же заявлениями выступили Мюнхен, Эрланген и Нюрнберг.

Германия готова принять, Польша стоит на позиции «держать и не пущать», а Беларусь, между тем, несмотря на все препоны и санкции, создаёт условия для тех, кто, поверив европейским обещаниям, двинулся в нелёгкий путь.
В логистическом центре в Друзгах организовано питание, работа волонтёров, бани, автолавки, проходит раздача гуманитарной помощи. Часть беженцев улетела домой.

Остальные живут надеждой. И надежда эта уже не на то, что наконец-то начнут выполняться обещания. Скорее надежда на сострадание и человечность.

Галина ШЕВЧЕНКО