Время надежд и свершений. О колхозе, слава о котором гремела на весь Советский Союз

Галоўнае Грамадства

Сельхозартель «Надежда».

Уходят в небытие страны, города, люди, плохое и, к сожалению, хорошее. Остаётся только память и долг. Долг живущих перед ушедшими, настоящего – перед прошлым. Это в полной мере можно отнести и к колхозу имени Тельмана, его неутомимым труженикам, которые, сплотившись и не жалея себя, строили будущее.

Уже 105 лет прошло с того холодного ноябрьского дня, когда пять семей бедняков и бывших красноармейцев решили организовать в д. Городище на землях, принадлежавших ранее помещику Петру Потону, коммуну «Надзея». Название говорит само за себя: надеялись и верили в светлое завтра.

Это был первый в истории молодой советской республики опыт коллективного труда. Ещё шла гражданская война и многие не расставались с винтовками, а коммуна пополнялась новыми семьями. Позже она стала колхозом, которому в 1934 году присвоили имя немецкого коммуниста Эрнста Тельмана.

Все предвоенные годы тельмановцы являлись участниками Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) в Москве. И на протяжении многих лет после Великой Отечественной им был отведён отдельный павильон в столице Советского Союза.

В 1940-м колхоз имени Тельмана удостоился государственной награды – ордена Ленина – за высокие достижения. Многие труженики также были отмечены. Ни в одном хозяйстве БССР не насчитывалось столько, как здесь, орденоносцев. Старейший колхоз республики достиг небывалых высот.

Однако всё перечеркнула война. Семьи многих колхозников, партийных активистов были замучены и расстреляны. Среди погибших также ушедшие на фронт и в партизанские отряды.

Ровно через 23 года после образования, в ноябрьские дни сорок третьего, когда родные места освободили от фашистской чумы, колхоз, словно птица Феникс, стал возрождаться из пепла. По зёрнышку собирали и засевали поля – фронт нуждался в хлебе.

Да, было неимоверно трудно, но выстояли, подняли всё из руин. К 40-летнему юбилею, в 1960-м, хозяйство превысило свои довоенные показатели и вновь оказалось на лидирующих позициях. В 70 80-е годы на всю республику прогремело имя полного кавалера ордена Трудовой Славы Станислава Гермеля. Были отмечены на высоком уровне и другие механизаторы.

А потом грянул Чернобыль… Невидимая глазу радиация и страх за будущее детей гнали людей из родных мест. Уехали многие специалисты, механизаторы, руководители.

Некоторые, пережив такое потрясение, быстро оставили этот мир. А кто-то потом сожалел о переезде, тосковал по родному краю. Но время не повернуть вспядь.

Сейчас колхоза имени Тельмана нет. Хозяйство не раз затронули преобразования, и теперь оно – в составе ОАО «Брагинагросервис». Но главное – то, что внуки и правнуки первых коммунаров продолжают их дело: пашут землю, которую потом и кровью поливали их деды и прадеды, сеют и убирают хлеб, укрепляя продовольственную безопасность республики.

За 105 лет многое изменилось, но оправдались мечты о светлом будущем основателей коммуны «Надзея». Значит, всё было не напрасно.

Я сознательно не называю имён и фамилий, потому что с этими людьми прошла достаточно долгий путь – боюсь кого-то упустить или обидеть недостаточным вниманием. Все они заслуживают тёплых слов и искренней признательности, потому что созидали, не жалея сил и здоровья, прославляли родное хозяйство, Брагинщину своим трудом.

Пусть те, кто ныне здравствует и ещё радует нас своим присутствием, хотя бы мысленно вернутся в такую далёкую, трудную, но всё-таки прекрасную юность, пройдут по тропинкам восстановленного тельмановского парка, который помнит песни их дедов. А ушедшим – светлая память… И, конечно, безмерная благодарность от нас, потомков.

Нить прошлого, настоящего и будущего никогда не прервётся.

За газетной строкой

В конце 1929 года в одном из номеров газеты «Известия» сообщалось:

«В Белоруссии, невдалеке от Брагина, создана производственная коммуна. После ухода белополяков демобилизованные красноармейцы и партизаны решили объединиться для совместного ведения хозяйства. У коммуны было имущество: одна лошадь, одно седло, два ружья. Получив семенную ссуду, коммунары засеяли озимой рожью около 12-ти десятин…

Социальный состав коммуны: рабочих 17 человек, а всех едоков 24…»

Из протокола заседания Брагинского волостного исполнительного комитета 12 сентября 1925 года

Слушали: доклад Городищенской сельхозартели «Надежда» – докладчик т. Городецкий.

Артель «Надежда» существует с 1920 года. Всего в ней имеется 109 десятин пахотной земли, 15 лошадей, 32 коровы, 9 телят, 10 плугов, 1 жнеярка, 4 пары борон, 1 сеялка. В артели применяется 9-польная система севооборота. Зимний посев произведён, приступлено к зяблевой вспашке. Артель состоит из 15 семей, в коих рабочих 32. Сад в 2 раза вспахан, опрыскан и уновожен. наёмный труд применяется в исключительных случаях… С сельсоветом связь имеется, агроном посещает артель 1 (раз) в две недели. Взаимоотношения с населением удовлетворительные…

С с/х кооперацией и Волземкомом связь поддерживается. Распределение продуктов ведётся в зависимости от рабочей силы и числа едоков…

Постановили: признать состояние Городищенской артели «Надежда» удовлетворительным.

Раздача молока за трудодни.
Первое правление сельхозартели. Слева направо: И. Быкодёр, Ш. Городецкий, З. Милявская, Б. Пинский, Ш. Фридман.
Большая заслуга в том, что колхоз имени Тельмана получил орден Ленина, первого агронома коммуны Игната Быкодёра (третий слева направо). Он многое сделал по выведению картофеля сорта «тельмановка» и особенно – по выращиванию озимой пшеницы, которая давала небывалый по тем временам урожай – 25–30 центнеров с гектара.

Валентина БОНДАРЬ

Самыя цікавыя і важныя навіны шукайце ў нашых сацыяльных сетках: TikTok,   Instagram,   VK,   Одноклассники,   Telegram,   Facebook.