15 февраля – День памяти воинов-интернационалистов. Солдат войны не выбирает

Главное Грамадства

В дни службы в Ленинграде. 16 марта 1971 года.

Владимир Барзиловский, ветеран боевых действий в Египте, ушёл из жизни в феврале 2020 года. В память о нём – наша встреча с его супругой и этот рассказ.

Людмила Ивановна бережно хранит фотографии и документы своего супруга.

Искусная кулинарка и рукодельница

Людмила Ивановна Барзиловская встречает меня в своём просторном доме в бодром настроении, с улыбкой. И первым делом, как радушная хозяйка, угощает пирогом. Не из магазина, а из печки. Невероятно ароматным, с маком, изюмом и корицей. Такой пышной сдобой – вкусной, эффектно оформленной, с привлекательным внешним видом – старается всегда порадовать родных, гостей. Для этого встаёт досветла. Но грани её таланта, мастерство и склонность к творчеству наглядно демонстрирует не только кулинарное искусство. В жилых помещениях в глаза бросаются рукотворные изделия, в основе которых – вышивка лентами, вязание крючком. Одни создаёт для интерьера, другие – как украшения для одежды, в качестве подарков. Красиво и оригинально, cо вкусом. Себе – в удовольствие, другим – в радость. Да и сама хозяйка в свои 69 лет сохраняет молодой задор, энергию, оптимизм, здоровое чувство юмора – интересная собеседница, с ней не заскучаешь.

Мы вместе усаживаемся в комнате, где Людмила Ивановна уже подготовила снимки, нужные документы. Рассказ её – не о себе. О муже.

Под грифом «секретно»

Накануне 15 февраля – дня памяти о людях, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, принято больше говорить о тех, кто прошёл Афганистан. Но далеко не всем даже сегодня известно, что география военного контингента СССР была гораздо шире. Среди стран, на территории которых воевали советские солдаты и офицеры (чаще всего – тайно), – Китай и Корея, Ангола и Мозамбик, Египет и Эфиопия, Йемен и Сирия, Ливан и Алжир, Вьетнам и Лаос, Камбоджа и Бангладеш…

Супруг Людмилы Ивановны, ушедший из жизни в 68 лет, – один из тех, кто часть армейской службы провёл в Египте. Но отдыхом на курорте это не назовёшь. О тяготах, через которые пришлось пройти 19-летним парнем, рассказывать не хотел. Это время – как незаживающая рана, живая боль, скорбь по погибшим на чужбине боевым товарищам. Более того, о необычной загранкомандировке Владимира долгие годы не знали даже родные. Зарубежные военные операции Советского Союза были упрятаны под грифом «секретно». Поэтому сначала – об одной из них: под кодовым названием «Кавказ».

Не с мечом, а со щитом

Национально-освободительные движения в странах Азии и Африки активизировались с конца 1940-х. Поддержка такой борьбы – против колониальной зависимости – вполне укладывалась в рамки идеологии Советского Союза. И к тому же он руководствовался более приземлёнными задачами – не допустить установления в целом ряде государств проамериканских режимов. Само понятие интернационального долга заключалось в противостоянии социалистических стран мировому империализму в самых разных его проявлениях.

В частности, арабо-израильский конфликт за право контроля над Суэцким каналом, владения теми или иными территориями растянулся на десятилетия. Силовым противостоянием характеризовался конец 60-х. Обе страны – Израиль и Египет – стремились занять доминирующее положение в регионе. Первая к тому времени полностью перешла «под крыло» США. Арабы, наоборот, стали развивать отношения с Советским Союзом.

В 1967 году в ходе шестидневной войны на Ближнем Востоке, продолжавшейся с 5 по 10 июня 1967 года, израильские войска уничтожили почти все египетские средства ПВО и авиацию. У Сирии были отвоёваны Голанские высоты, у Иордании – западный берег реки Иордан и Восточный Иерусалим.
Создавшаяся ситуация заставила египетского президента Гамаля Абдель Насера совершить тайный визит в Москву. На такой шаг он решился в 1969 году. Цель – уговорить Брежнева ввести войска в Египет и создать ракетный щит от авиации противника. Советский Союз дал добро. И вскоре началась секретная операция «Кавказ» – именно так она была названа в приказе министра обороны СССР Андрея Гречко. Суть заключалась в создании системы ПВО в этой арабской республике на основе регулярных частей и подразделений Советской армии. «Мы пришли в Египет не с мечом, а со щитом» – слова из книги, написанной затем видным советским и российским военачальником генерал-лейтенантом авиации Вячеславом Михайловым, который трижды выполнял интернациональный долг.

В спецкомандировку

В 1970 году Владимиру Барзиловскому, уроженцу Голубовки, исполнилось восемнадцать. Возраст – призывной, время службы. Номер зенитно-ракетной части, в которой проходил армейскую школу, Людмила Ивановна называет с точностью: 96423. Ленинградская область. Здесь научили правилам и приёмам стрельбы из зенитных ракетных комплексов. А через полгода, в мае 1971-го, направили из г. Кингисеппа в спецкомандировку. В строжайшем секрете.
Ребята гадали: куда пошлют? В основном склонялись ко Вьетнаму. Но оказались в стране пирамид.

По отработанной схеме перед отправкой солдаты и офицеры Советской армии становились «гражданскими» людьми. В обычной одежде, как туристы, садились на корабль, и дальше – долгий путь по морю на корабле. По прибытии всех переодевали в египетскую военную форму без знаков отличия – в целях конспирации. И поначалу нельзя было понять, где рядовые, а где их командиры. Вопрос пришлось решать: офицеры стали носить куртки навыпуск. Солдаты, наоборот, заправляли их в брюки.

Уже потом, когда зенитно-ракетные подразделения выполняли поставленные боевые задачи в Египте, родители Владимира не раз получат весточку от сына с обратным адресом: г. Москва, в/ч «Н». Где служит, оставалось за завесой неизвестности. Поэтому отец в одном из писем, намекая на конкретный адрес, спросит: яблок, мол, в сезоне уродило много – куда привезти? На что последует ответ: дорога длинная – на неё даже денег не хватит, ехать не надо. В чужой стране, где смешается в мясорубке всё: небо и песок, люди и кровь, Владимир пробудет почти год.

В условиях пустынного климата

В подробности тех страшных дней, борьбы за выживание в пустыне никогда не посвящал родных. Тема для него была закрытой, даже когда печать секретности сняли и появилась возможность рассказать о своей спецкомандировке широкой аудитории. Не хотелось бередить душу. Но супруга, с которой прожили вместе 46 лет, под самыми разными предлогами старалась «вытянуть» у мужа правду, которую так долго скрывал. Выуживала, можно сказать, по крупицам, капля за каплей.

И, видимо, только благодаря её настойчивости, бойцовскому характеру удалось спустя годы получить официальное подтверждение: Владимир Барзиловский – воин-интернационалист.

По его рассказам, основной задачей стрелков-зенитчиков являлась защита жизненно важных объектов Египта от военных нападок Израиля. А точнее, подступов к столице этой арабской страны – Каиру и городу Хелуану. Боевые действия и жизнь в условиях невыносимо жаркого пустынного климата стали настоящим экзаменом на выносливость для советских солдат.

Оборудование традиционных укрытий здесь невозможно из-за песков. Поэтому бойцам пришлось познакомиться с местной разновидностью блиндажей.

Представляли они собой каркас из стальной арматуры, который ставили в углубление в песке. Затем его обкладывали мешками с песком. И песком же полученную конструкцию засыпали. Кроме укрытия, она на долгие месяцы становилась для солдат жильём. А частыми гостями, прохожими были… вараны, скорпионы, змеи и прочие ползучие твари. Более «милые» соседи – клопы, которых ночью, ради развлечения, сотнями нанизывали на проволоку. Изматывающая жара… Ещё страшнее – человеческие потери, гибель прямо на глазах боевых друзей.

В стране песков и пирамид (Владимир – справа).

Земля родная

Владимиру Барзиловскому посчастливилось вернуться. Вспоминал, что когда вышли из самолёта, со слезами на глазах целовали родную землю, наполняли ею карманы. Но только более чем через десятилетие все эти чувства, высокие физические и моральные качества советских воинов, проявленное мужество и пролитая кровь на чужбине станут достоянием гласности. Выжившие дали подписку о неразглашении участия в боевых действиях за границей. На пятнадцать лет.

Сегодня, конечно, можно много рассуждать на эту тему. В том числе о целесообразности участия советских военнослужащих в военных конфликтах на чужбине. Заметить хочется одно: солдат войны не выбирает. И привести слова известного египетского журналиста и политического деятеля Мухаммеда Хасанейна Хейкала: «Советский Союз стал первой европейской страной, которая послала своих военнослужащих в африканскую страну не для её колонизации и хозяйничанья в ней, как это до последнего времени делали все европейские государства, а для того, чтобы помочь этой стране бороться против империализма и колониализма».

Поэтому мы не можем не гордиться земляками, которые, следуя приказу, выполнили свой долг, служат для современного молодого поколения примером храбрости и патриотизма.

Как доказать, где служил?

По возвращении на Брагинщину Владимир Михайлович снова сел за руль трактора – некоторое время продолжал трудиться в родном хозяйстве. Затем работал в других организациях – водителем, электромонтёром. Успел реализовать себя не в одной профессии.
Людмила Ивановна с улыбкой вспоминает, как познакомились. Подвозил тогда будущий супруг на совхозном тракторе юношей и девушек со всей округи в деревню Красное, где проходили комсомольские собрания. В их числе была и молодая активистка из Галок. На тот момент она учила детей в Берёзковской школе и заочно получала высшее образование в Гомельском университете. Взаимная симпатия переросла в серьёзные отношения. В 1974 году сыграли свадьбу. Будучи уже родителями двоих детей, переселились из Голубовки в Новую Иолчу, где купили дом. Людмила Ивановна продолжила свою педагогическую деятельность в Новоиолчанской школе.

Когда узнала, что скрывала за собой «заграничная командировка» мужа, задалась целью найти тому официальное подтверждение. И первое, что подтолкнуло к действию, – информация в районной газете: всем, кто принимал участие в боевых действиях на территории других государств, рекомендовали обратиться в военкомат. Для получения права на льготы. В советские времена, кстати, их было немало: от обеспечения жильём до господдержки членов семьи. Но как доказать, где ты служил?

Справедливости ради

Настойчивость в решении вопроса проявила именно супруга. Не раз связывалась с военкоматом, приезжала туда вместе с мужем, просила обращаться в архивы. Но долгое время – никаких ответов, сведений. Пока сама не сделала запрос в Центральный архив Минобороны России (г. Подольск), откуда в ноябре 2006 года пришла справка: «По архивным документам установлено, что рядовой Барзиловский Владимир Михайлович (должность, номер в/части не указаны в списках) с 26 мая 1971 г. по 4 августа 1972 г. находился в спецкомандировке в Египте (Объединённой Арабской Республике). Сведениями о характере служебных обязанностей, выполняемых Барзиловским В.М. в период командировки, ЦАМО РФ не располагает. Согласно приложению к ФЗ «О ветеранах» от 01.01.2000 г. боевые действия в Египте (ОАР) велись с марта 1969 г. по июль 1972 г.».

С помощью этого документа в 2009 году удалось получить свидетельство о праве на льготы, установленные на территории СССР. Но к тому моменту, понятно, большинство из них отменили – Советский Союз распался. Да и особых сожалений это не вызывало: дом есть, дети выросли, устроены. Правда, полагался повышенный размер пенсии. Да на этом Людмила Ивановна не отступила: не столько льготы были важны, сколько восстановление справедливости, официальное подтверждение того, что её супруг действительно является ветераном боевых действий на территории другого государства. Не на словах. Чтобы получить соответствующее удостоверение, обратилась в Администрацию Президента. И буквально в течение месяца Владимира Михайловича пригласили в военкомат: документ, причисляющий его к воинам-интернационалистам, вручили в торжественной обстановке.

Удостоверение ветерана боевых действий на территории других государств Владимиру Михайловичу вручили только в 2014 году.

Жаль, что его жизненную историю я узнала только сейчас и не удалось пообщаться лично. Но на душе теплее от того, что благодаря Людмиле Ивановне приподнята завеса забвения: память о родном ей человеке будет жить.

Валентина БЕЛЬЧЕНКО
Фото автора
и из семейного архива



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *