Взгляд из провинции. Ничего святого, или Как разделяют русских и украинских православных

Главное Грамадства Колонка редактора с Галиной Шевченко

Я выросла в стране, где учили уважать людей разной национальности, в городке, из которого летом ездили на рынок в Киев или Чернигов (ракеты бегали по Днепру исправно и раз в неделю важно проплывал теплоход «Емельян Барыкин»). А зимой смельчаки из окрестных деревень шли по льду в Радуль: горшки надо купить… Не смейтесь – эту посуду для печки ничто не заменит, а гончары в соседней Украине были отменные. А женщины постарше считали своим долгом “в Киеве побыть и иконам поклониться”.

В наших приднепровских сёлах смешалась певучая белоруская и украинская речь, кухня и обряды.

Я помню киевские каштаны и Крещатик, так искренне и поэтично-трагично описанные Короткевичем. Я помню Лавру и мощи святых, куда в советские времена (!) нас, комсомолок-отличниц, будущих педагогов, привезли на экскурсию. И наше удивление при виде монашествующих и верующих – они тогда встречались не часто. Но и лавра, и мощи святых, и монахи в этом месте не мешали советской власти, что удивительно. Новой украинской помешали.

В последнее время всё чаще в новостях из Украины мелькают факты о противостоянии церквей. Что же происходит там, где всё должно быть чинно, степенно и с великой верой? Когда я готовила этот материал, для меня многие вещи стали открытием.

15 декабря 2018 года две неканонические (то есть не признанные ни одной из пятнадцати мировых православных церквей, но зарегистрированные в Минюсте Украины) религиозные организации объявили об объединении и создании ПЦУ (Православной церкви Украины). Это Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП, которая откололась от Московского патриархата в 90-е) и Украинская автокефальная церковь (УАПЦ). В январе 2019 года Константинопольский патриархат предоставляет УПЦ «томос об автокефалии». Структуру сформировали по инициативе тогдашнего президента Украины Петра Порошенко, который считал, что это поможет ему в предвыборной гонке, и в противовес канонической УПЦ Московского патриархата (Украинской православной церкви).

Итак, на сегодня две основные противоборствующие церкви: ПЦУ и УПЦ.

Однако путь к этому противостоянию начался гораздо раньше. С 1989 года группы украинских националистов, сторонники униатской и автокефальной украинской церкви регулярно организовывали захваты и нападения на православные храмы Украинской православной церкви Московского патриархата. Поддержку им оказывали и местные власти, и представители различных политических организаций. В частности УНА-УНСО, националистической партии «Свобода». Первым стал захват униатами 29 октября 1989 года Преображенского собора во Львове.

Более десятка нападений прошло в июне – августе 1992 года. Тогда были захвачены храмы в Луцке, Ровно, Днепропетровске, Житомире, атакована Почаевская лавра.

23 июля 2000 года, в день памяти преподобного Антония Печерского, группа из 200 украинских националистов, возглавляемая депутатом Верховной рады Олегом Соскиным, попыталась ворваться в Киево-Печерскую лавру. От прихожан УПЦ они требовали «не осквернять украинскую землю своим присутствием» и «убираться в свою Москву». Это – 2000 год, заметьте.

В марте 2002 года были силой захвачены храмы УПЦ в сёлах Егоровка и Болгарка Одесской области. В марте 2005 года – Свято-Михайловский храм в селе Костницы Черновицкой области. В сентябре 2010 года активисты партии «Свобода» напали на место строительства храма УПЦ в киевском парке «Юность».

В 2014 – 2016 годах Киевским патриархатом было захвачено 40 храмов. В 2017-м ещё 19 храмов УПЦ Московского патриархата подверглись нападениям радикалов, в 2018 году – более 10.

С первых дней российской военной операции в Украине руководство Русской православной церкви в Москве выразило ей поддержку. Первые шесть месяцев после этого Зеленский и прочие украинские руководители подчёркивали, что УПЦ – это украинская церковь, полностью вставшая на сторону своего народа.

Однако сухая лента новостей свидетельствует о следующем.

7 марта 2022 года в посёлке Верховина Ивано-Франковской области вооружённые украинские националисты захватили Анно-Зачатьевский храм УПЦ.

29 марта вооружённые сторонники ПЦУ заняли Покровский храм города Смелы Черкасской области.

5 апреля активисты ПЦУ изгнали настоятеля храма Иконы Божией Матери «Знамение» в Киеве.

14 апреля группа вооружённых людей под руководством иерарха ПЦУ Александра Драбинко силой захватила храм в Круглике Киевской области.

23 апреля в п. Песковка Киевской области местные власти заблокировали два храма УПЦ.

21– 23 мая захват храмов в п. Иванков Киевской области, в Сулимове Львовской области, в Чернятине Винницкой области.

23 мая синод ПЦУ заявил о намерении основать мужской монастырь под названием «Свято-Успенская Киево-Печерская лавра» и поручил своему лидеру обратиться в правительство с просьбой передать один из храмов и часть помещений Киево-Печёрской лавры УПЦ.

А 27 мая 2022 года в Киеве прошёл собор Украинской православной церкви Московского патриархата. К вечеру этого дня окончательно ушли в прошлое два последних слова из названия религиозной организации. Открестились от России таким образом. Но не помогло.

В конце 2022 года киевские власти начали репрессии, в сравнении с которыми методы Порошенко кажутся детскими играми. В октябре – декабре СБУ провела массовые обыски в монастырях, храмах и административных зданиях епархий УПЦ по всей Украине. В качестве мотивировки своих действий представители спецслужбы заявляли о причастности служителей церкви «к распространению идей, посягающих на территориальную целостность Украины и разжигание религиозной розни».

15 ноября депутат Верховной рады Алексей Гончаренко направил депутатское обращение на имя премьер-министра с предложением лишить Украинскую православную церковь прав на аренду Киево-Печерской и Свято-Успенской Почаевской лавр и передать их раскольнической Православной церкви Украины. 22 ноября прошли обыски в Киево-Печерской лавре. На языке официальной Украины – «контрразведывательные мероприятия», призванные не допустить «использования монастыря как ячейки русского мира». 1 декабря священнослужителю одного из храмов были предъявлены обвинения из-за песнопений на русском языке, прозвучавших в церкви. А потом Владимир Зеленский ввёл персональные экономические санкции в отношении тринадцати представителей УПЦ.

Спустя месяц, 7 января, он приостановил гражданство нескольких священников. Кроме того, в Чернигове и Львове депутаты уже приняли решение запретить УПЦ.

Сбылось и главное опасение многих украинских верующих: раскольничья Православная церковь Украины совершила рождественское богослужение в Успенском соборе Киево-Печерской лавры – религиозном центре страны. Стоя на амвоне, лидер ПЦУ Епифаний Думенко произнёс: «Ныне мы празднуем второе рождение <…> нашей лавры. Ибо из неё уходит искусственный дух нечестивого учения русского мира и возвращается дух истинного духовного служения святому православию и украинскому народу».

Украинская православная церковь обратилась в ООН в связи с гонениями со стороны киевских властей. Но вряд ли это поможет. Если вам кажется, что США стояли в стороне, пока происходили эти события, вы ошибаетесь. Госдепартамент и политики проводили работу по популяризации новой церкви. Сразу после создания ПЦУ получила первые официальные поздравления от Госдепартамента и американского посольства. Практически одновременно с этим посол Браунбэк и американский посол в Греции Джеффри Пайетт, который с 2013 по 2016 годы был послом на Украине, посетили гору Афон и предстоятелей церкви, с призывом признать ПЦУ. Факты указывают на то, что создание этой структуры было составной частью американской политики, поощряющей православных раскольников.

Именно они пытаются разделить русских и украинских православных.

Я не буду вдаваться в подробности, рассказывая о том, как людей преследовали и преследуют за посещение церквей и храмов, запугивают и навязывают обряды повторного крещения и венчания. О том, как верующие, которые должны молить Господа о мире и благополучии, взламывают храмы и идут с топорами на братьев и сестёр.

«Украина может больше не соблюдать никаких правил приличия. Раньше ещё могла помочь какая-то реакция международного сообщества. Ведь попытки захватить Киево-Печерскую лавру предпринимались еще в 1990-х годах, в том числе запрещённой в России УНА-УНСО. Но сейчас УПЦ, по моему мнению, не спасёт ничего. Надо было стоять, как камень», – высказался политолог, член Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям Богдан Безпалько.

Человеку здравомыслящему трудно представить масштабы одурачивания населения, то беззаконие, который творилось в соседней стране, причём задолго до начала там военной операции.

Галина ШЕВЧЕНКО



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *