Кибербезопасность. Иван ДРОЗД: сотрудники банка никогда не звонят через Viber или Whatsapp

Грамадства

Преступность в цифровом пространстве не утихает.  Казалось бы, мы все уже осведомлены о всевозможных способах развода с помощью инновационных технологий, как на тебе – появляется что-то новое. И с каждым разом кибермошенники поражают изощрённостью новых схем.  Как уберечь себя и близких от преступных посягательств мы узнали у оперуполномоченного уголовного розыска Брагинского РОВД Ивана ДРОЗДА.

– Иван Викторович, расскажите, как обстоит ситуация с киберпреступность в нашем районе?

–  С начала 2023 года в Брагинском районе зафиксировано семь таких случаев, что на один больше чем в прошлом. В шести из них установлен подозреваемый. От общего числа зарегистрированных к категории тяжких относится одно. Все преступления квалифицируются статьёй 212 Уголовного Кодекса Республики Беларусь: хищение имущества путём модификации компьютерной информации.

– Давайте остановимся на некоторых из них.

– Из нераскрытого: 35-летняяя жительница Брагина продавала детское кресло-качели на торговой площадке Куфар. Мошенник под видом покупателя предложил продолжить общение в мессенджере Viber, а затем предоставил фишинговую ссылку на Куфар. Женщина, перейдя по ней ввела реквизиты банковской карточки и лишилась 150 рублей.

7 августа брагинчанин 1968 года рождения сообщил о пропаже с его банковской карточки более 900 рублей. Мужчина с помощью браузера ввёл запрос на интернет-банкинг и перешёл по первой ссылке, которую ему выдала поисковая система. Ссылка оказалась переходом на фишинговый сайт, перейдя на который для выполнения банковской операции мужчина ввёл логин, пароль и код подтверждения, в результате чего лишился крупной суммы.

– Кто чаще всего попадает на уловки интернет-аферистов?

– Статистика показывает, что жертвами чаще становятся люди среднего возраста. Мы провели изучения лиц, потерпевших от киберпреступлений на территории района и установили, что четверо из них представители рабочих специальностей, один – безработный, один – пенсионер и один – представитель из числа педагогов и учащихся. По гендерной принадлежности на удочку аферистов чаще попадались мужчины (пятеро из семи). Что касается возрастных рамок, то четверо потерпевших в возрасте от 30 до 50 лет, двое – от 50 до 70 лет, один – от 18 до 30.

– Какие из способов мошенничества с использованием информационных технологий превалируют?

– В основном это преступления, совершённые с использованием фишинговых сайтов интернет-банкингов. Также нередки случаи вишинга, когда потерпевшим звонили мошенники, представляясь сотрудниками банков и органов внутренних дел. Чаще всего звонки поступали гражданам в мессенджере Viber и с виртуальных номеров с использованием IP-телефонии. Также были зарегистрированы четыре преступления, совершённые с использованием банкоматов и платёжных терминалов.

– У многих на слуху случай с пенсионеркой из Минска. Женщина поверила лжесотрудникам банка и лишилась всего: накоплений, квартиры, к тому же залезла в долги. Иван Викторович, расскажите о подобных случаях кибермошенничества, чтобы предупредить наших читателей о возможных преступлениях.

– Да, подобных случаев довольно много в последнее время и не только в столице. Так,  пенсионерка из Могилёва за всю жизнь насобирала 245 тысяч рублей и потеряла все в один день.

История началась со звонка лжесотрудника милиции. Он поставил ультиматум 64-летней женщине: либо пенсионерка все деньги, которые она хранит дома наличными, кладёт на счет в банке, либо их изымут в ходе обыска.

Женщина испугалась, ведь это накопления за всю её жизнь. По указанию мошенника она открыла карт-счёт и перевела на него более 245 тысяч рублей. Кроме этого, якобы чтобы сохранить сбережения, по рекомендации «представителя банка» она установила на телефон «защитные» приложения. Пропажу денег женщина обнаружила на утро следующего дня и обратилась в милицию.

– Какие советы Вы можете дать читателям «МП», чтобы те в свою очередь менее беспечно и доверчиво относились к тому, что им говорят незнакомые люди по телефону?

– Телефонное мошенничество – один из способов, которым пользуются злоумышленники, чтобы завладеть чужими деньгами. Они используют уловки и манипуляции, чтобы человек сам отдал им деньги. Поэтому важно научиться распознавать их с первых секунд разговора, чтобы не стать их жертвой.

Если вам звонят через мессенджер, не доверяйте этому звонку. Сотрудники банка никогда не звонят через Viber или Whatsapp. Запомните: звонок через мессенджер – подозрительный звонок. Перезвоните по официальному контактному номеру организации, которой представляется злоумышленник. Если вам звонят от имени вашего банка, проверьте номер контакт-центра на оборотной стороне вашей карточки. Если вам звонят из банка, в котором вы никогда не были клиентом, вас пытаются обмануть.

Мошенники используют эмоциональное давление, чтобы выманить деньги. Они создают угрозу потери финансов или свободы и предлагают установить на ваш телефон приложение для безопасности. Не устанавливайте сторонние программы, так как они могут дать злоумышленникам доступ ко всей вашей информации.

Помните, что сотрудники банка или милиции никогда не требуют молчания и не запрещают обращаться за подтверждением. Если вас обманули, проверьте свой телефон на подозрительные приложения и незамедлительно сообщите в милицию и банк о произошедшем.

Беседовала Ирина СТЫЧИНСКАЯ

Фото автора



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *